Разбираемся какие изменения ждут автовладельцев и как получить диагностическую карту
Изменения в законе о техническом осмотре назрели давно. Летом должна была вступить в силу новая, более строгая редакция закона, но из-за эпидемии корона-вируса сроки реализации сдвинули. На период изоляции власти пошли на смягчения и вообще отменили обязательный техосмотр для физлиц - разрешили страховщикам оформлять ОСАГО без диагностической карты, а пройти техосмотр автовладелец должен был потом, установили срок до 1 октября. Теперь приняли новый регламент. Разберемся, какие изменения вступают в силу с 1 марта 2021 года.Фотофиксации быть, а диагностическая карта станет электронной.
Планируется переход на полностью цифровую систему прохождения технического осмотра и самым первым действием оператора пункта будет фотофиксация транспортного средства непосредственно на пункте осмотра. На фотографии должен быть хорошо различим автомобиль, а сам файл содержать мета-данные о времени и месте фото. Геолокация (где сделано фото) должна совпадать с реальным местоположением пункта технического осмотра. VIN номер при этом не фиксируется. Фотография попадает в специально разработанную для МВД и РСА систему ЕАИСТО. В этой системе уже сейчас хранятся данные о прохождении технического осмотра, а страховые компании ориентируются на данные из этой системы при оформлении полиса ОСАГО. В новом регламенте в ЕАИСТО в режиме онлайн будет пошагово фиксироваться и заверяться усиленной цифровой подписью каждый шаг измерений. Выборочно пропустить этап не получится - ЕАИСТО не даст перейти к следующим измерениям и не даст оформить диагностическую карту. Контроль за соблюдением всех правил возложен на сотрудников МВД. Только успешно пройдя все инструментальные измерения владелец автомобиля получит диагностическую карту. Строже с “резиновыми” пунктами. Сейчас существуют пункты технического осмотра, аккредитованные РСА, с реальной пропускной способностью порядка 40 автомобилей в сутки, через которые оформляются сотни “серых” техосмотров в день. В новой редакции ЕАИСТО наложит ограничения на 5% превышения реальной проходимости линии. Обе эти меры должны положить конец фиктивному прохождению техосмотра, когда владельцы авто даже не приезжают на пункт а оформляют диагностическую карту онлайн через интернет. По различным оценкам так поступают 40-70% автовладельцев.Когда делать диагностическую карту?
Для новых автомобилей посещения станции технического контроля не потребуется до достижения 4 лет. В предыдущей редакции по умолчанию исправным считалось транспортное средство до 3 лет. Для автомобилей в возрасте от 4 до 10 лет техосмотр необходимо проходить раз в два года. Ежегодно проходить осмотр должны автомобили старше десяти лет, мотоциклы, прицепы, грузовой транспорт массой до 3,5 тонн, автобусы и такси. Полугодовой интервал теперь только для такси и учебных автомобилей, чей возраст превышает 5 лет.Штрафы.
- Для владельцев транспортных средств - если вовремя диагностическую карту не получил, то получишь немаленький штраф. Если в системе ЕАИСТО не обнаружится диагностическая карта то штрафовать будут в автоматическом режиме и камеры, и сотрудники ГИБДД при проверке документов. Штраф составит 2000 рублей и выписывать его будут раз в 24 часа.
- Для операторов и сотрудников страховых - за фиктивный осмотр предусмотрен штраф от 5 000 (вина физического лица) до 300 000 рублей (если виновной признают организацию),
- Компании, предлагающие помощь в прохождении техосмотра, не имеющие аккредитацию в РСА как пункт технического осмотра а так же их клиенты - им предусмотрено самое строгое наказание - уголовная ответственность за незаконное предпринимательство и ч. 3 ст. 327 УК РФ «Приобретение заведомо поддельного документа» соответственно. Сесть можно будет на год.
Все штрафы “откладывают” на год после запуска нового регламента, они начнут действовать с 1 марта 2022 года.
Стоимость техосмотра
По стоимости процедуры по-прежнему много споров. ФАС считает что необходимо ограничить верхнюю планку. Минэкономразвития - напротив, за введение минимальной стоимости. Владельцы пунктов технического осмотра за то, чтобы стоимость регулировалась рынком. В зависимости от региона, загрузки и качества предоставляемых услуг - это было бы справедливая оценка.Одно можно сказать точно - стоимость диагностической карты вырастет, несмотря на заверения минтранспорта, что новые меры не повлияют на стоимость.Список аккредитованных операторов доступен на сайте РСА, но по всей видимости он в ближайшее время серьезно скорректируется